sr logo

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

САКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

«ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ – ДЕЙСТВЕННАЯ МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА В САКСКОМ РАЙОНЕ»

ДНД

Добровольные народные дружины подразумевающие индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка в населенных пунктах, получили широкое распространение в советский период. В стране не было ни одного населенного пункта, предприятия, учреждения, колхоза или совхоза, где бы не функционировали эти подлинно народные формирования, добровольно участвующие в борьбе с правонарушениями. Причем народные дружины в то время были наделены достаточно большими правами. Неприкосновенность дружинников строго охранялась законом наравне с неприкосновенностью работников советской милиции.
Таким образом, действуя в тесном контакте с правоохранительными органами (милицией), народные дружинники оказали существенное влияние на снижение преступности на улицах и в жилых секторах, повысили практическую значимость и результативность проводимых подразделениями милиции и иных правоохранительных органов СССР профилактических мероприятий с лицами склонными к совершению правонарушений.
После распада СССР и обретения союзными республиками независимости, институт добровольных народных дружин, наряду с некоторыми иными формами добровольного сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами, практически перестал существовать. Однако в настоящее время, в России индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка постепенно возрождается и получает все большее распространение. Спектр деятельности народных дружинников весьма широк: от патрулирования улиц и общественных мест в городах и населенных пунктах нашей страны, обеспечения охраны общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий, до участия в совместных с полицией профилактических операциях. Стоит отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации, где индивидуальное участие граждан в обеспечении правопорядка наиболее развито, отмечается стойкое снижение преступности и совершения административных правонарушений.
Ранее (до апреля 2014 г.), деятельность граждан по охране общественного порядка носила сугубо локальный характер, то есть была регламентирована и практически реализована исключительно на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципальных образований, не имела централизованного стержня, который был выработан в виде Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", вступившего в силу 2 июля 2014 года.
В числе общих положений данного Федерального закона, были сформулированы понятийный аппарат, выведены принципы участия граждан в охране общественного порядка, определены ограничения такого участия, закреплена роль органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка. Кроме того, положениями указанного правового акта, регламентированы формы участия граждан в охране общественного порядка, установлен порядок создания и деятельности народных дружин, их правовая и социальная защищенность.
В соответствии с указанным федеральным законом, в нашей республике был принят региональный нормативный правой акт - Закон Республики Крым от 26 октября 2016 г. N 288-ЗРК/2016 "Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Крым". Данный закон призван регулировать общественные отношения, возникающие в связи с добровольным участием граждан в охране общественного порядка в форме осуществления ими деятельности в составе народных дружин на территории муниципальных образований Республики Крым.
С принятием Федерального закона № 44-ФЗ, а также Закона Республики Крым от 26 октября 2016 г. N 288-ЗРК/2016, у людей, которые хотели бы помогать обществу и чувствуют в себе призвание наводить порядок, но по разным причинам не имели возможности сделать это официально, появился реальный шанс реализовать себя. Т.е. стать народными дружинниками может каждый совершеннолетний гражданин, за исключением лиц имеющих неснятую или непогашенную судимость; лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование; лиц, ранее осужденных за умышленные преступления, а также иных категорий лиц, определенных в пункте 2 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ.
В завершение к вышеизложенному, подчеркнем, что создание народных дружин и их деятельность – важный показатель роста активной позиции людей. Людей, гражданская ответственность которых, желание оказать помощь государству в борьбе с правонарушителями подтверждают – обществу далеко не безразлично, что происходит в селе, и в районе в целом.